Рынок кофеен в России: кризис росту не помеха

11.10.2017, 14:14

До кризиса 2014 года рынок кофеен в России развивался очень быстрыми темпами, но в 2014—2015 гг. рост рынка практически остановился. В 2016 году рынок снова стал расти и вырос на 7% до 235 млрд. рублей. Хотя по другим сегментам общественного питания, за исключением фаст-фуда, продолжалось снижение объемов продаж.
Посетители не отказались от посещения кофеен, но стали тратить меньше за одно посещение. Тем не менее, с 2016 года средний чек снова начал расти и по итогам 2017 года ожидается рост среднего чека кофейни в России на 5,2%.
Основными драйверами роста рынка в России в 2016 году стали:
— Переход клиентов из ресторанов в более демократичные заведения, которыми, по их мнению, являются кофейни.
— Стремительный рост рынка кофе с собой (кофе-баров).
— Развитие новых кофейных форматов: мобильные кофейни, Cofix (кофейни с фиксированной ценой на напитки и закуски), кофейный кейтеринг.
— Увеличение потребления кофе.
Основными клиентами кофеен в России являются люди в возрасте от 16 до 59 лет, с высшим образованием и доходом от 20 тыс. рублей в месяц. Самым многочисленным возрастным сегментом являются потребители в возрасте 45-59 лет. Наибольшей популярностью кофейни пользуются у женщин.
Сегмент кофеен занимает довольно малую долю рынка общественного питания, что может говорить о дальнейшем расширении сектора. Количество заведений неизменно растет, а основное количество крупных игроков расположено в городах.
По данным БелБизнесКонсалтинг, наибольшая обеспеченность кофейнями зафиксирована в крупных российских городах – на 100 тыс. жителей в них приходиться от 7 до 15 кофеен. Довольно привлекательными крупными российскими городами для открытия новых заведений выглядят Казань, Тольятти, Уфа и Воронеж – обеспеченность заведениями в данных городах не превышает 8 точек на 100 тыс. населения. Посетив этот сайт можно получить более подробную информацию об обеспеченности российских городов кофейнями.
Новые заведения открываются по всей России и большую часть из открываемых заведений составляют франчайзинговые точки – многие крупные сети используют данную схему работы. Из активно развивающихся кофейных проектов работающих по франчайзингу в настоящее время можно отметить компании Шоколадница, Coffee Like, Travelers Coffee, Бодрый день.
Кофейный бизнес привлекает инвесторов высокой нормой прибыли и растущими объемами потребления кофе. В зависимости от формата рентабельность по чистой прибыли варьируется от 10 до 30%.
Также, немаловажным фактором развития рынка в России стали невысокие стартовые инвестиции для открытия кофе-баров и мобильных кофеен. Например, для открытия кофе-бара в формате «кофе с собой» по франчайзинговой схеме требуется от 300 до 700 тыс. рублей, а инвестиции можно окупить за 6-12 месяцев.
В то же время, инвестиции в отрасль стали не так эффективны из-за ограничения клиентами расходов на посещение предприятий общественного питания из-за дальнейшего снижения доходов. Также на доходность отрицательно влияют перетягивание клиентов в другие секторы общепита и зачастую невозможность повышения цен в связи с повышением цен на кофе и закупаемые сырье и материалы.
Стоит отметить и то, что для кофейной отрасли в России актуальна нехватка квалифицированных кадров и дефицит свободных помещений подходящих для размещения новых заведений.
Дальнейшее развитие рынка возможно за счет увеличения объемов потребления кофе до уровня развитых западных стран, открытия новых точек в городах с низкой обеспеченностью кофейнями и развития новых форматов.